Задержи дыхание

Осенью 2021 года в издательстве «Время» вышел новый сборник рассказов Ольги Гренец ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ. Сборник доступен в продаже в России в Озоне, в системе Wildberries и в интернет-магазине “Москва,” а также в Беларуси, в магазине Читатель.by.

В новую книгу Гренец включила рассказы, которые публиковались в американских и русских журналах последние три года. Фокус рассказов переносит читателя из Сан-Франциско в Санкт-Петербург и обратно, но на каком бы полушарии персонажи книги ни находились, они органически вписаны в окружающие их реалии современного мира. Сами же истории: про семейные отношения и воспитание детей, поиски своего места и гендерной идентичности, верность воспоминаниям юности и служение делу, — рассказаны с юмором и редким талантом, присущим Гренец, — легко, в одно касание, проникнуть в тему и всегда с неожиданного, порой фантастического ракурса. Многие рассказы до мелочей реалистичны, и всё же читателя не оставляет ощущение, что они, подобно притчам, универсальны и вечны. Будь то полностью развёрнутая история или идея из одного абзаца, тексты этого сборника заставят читателя задуматься, заново пережить и переосмыслить свой личный опыт.

Остаётся изумиться, как Ольга Гренец сразу же предъявляет нам неповторимый художественный мир! Данила Давыдов

Сборник потрясающий. Интересно, что это как бы и американские рассказы совершенно по форме и манере — и при этом совершенно русскоязычные, и уникальные! Там каждое слово на своём месте.

Рассказы Ольги Гренец звучат как будто вполголоса и просят внимательного, заворожённого вслушивания —словно вы сидите, замерев, в концертном зале — и усилие внимания вознаграждается эффектом полного погружения: можно разглядеть каждую деталь или даже стать ею. Простые истории простых людей, которые живут, помнят, чувствуют, умирают и рожают новых людей, рассказаны так, словно это перевод с несуществующего пограничного языка — и даже там, где появляются фантастические допущения, сдвигается не мир, но ракурс. И именно этот неповторимый ракурс, размывающий границы, — и есть то самое маленькое сокровище, детский секрет, которым Ольга так щедро делится с читателями. Татьяна Замировская

В прозе Ольги Гренец нет мелочей — наблюдательность и напряжённость мысли всему придают глубину и масштаб. Всё “малое”, будничное всегда связано с чем-то “большим” — с историей, с судьбой, с прошлым — и, благодаря этому, обретает значительность символа . . .

Перед нами сильный, умный и оригинальный прозаик — прошу ценить и уважать. Александр Мелихов

Проза Ольги Гренец, с одной стороны, очень женская. В ней есть все компоненты женской литературы: автобиографизм, беспощадный конвейер бытовых подробностей, причудливые рисунки отношений между партнёрами и партнёрками, родителями и детьми, наглядная женская физиология и женская сензитивность, когда интуиция не подводит и в какие-то моменты начинает вести её обладательницу. С другой стороны, Ольга Гренец — исследователь пограничья. Её героини-эмигрантки зависают между прошлым и настоящим, и прошлое при таких раскладах может быть даже более наполнено смыслом, чем то, что происходит здесь и сейчас. А ещё — пограничья между существующим и неслучившимся. Не то чтобы все сплошь и рядом тоскуют по той самой сокровенной трифоновской другой жизни, но кажется, что в знаменателе судеб всегда есть ещё один вариант, в котором могло бы всё пойти под откос (а почему бы и нет?) или же, наоборот, что-то стремительно меняется в лучшую, желанную сторону (а почему бы и нет?). Юлия Подлубнова

В рассказах и зарисовках Ольги Гренец реальность дрожит, мерцает и трансформируется. И вот уже писательница отсылает в издательство вместо рукописи романа собственного ребёнка, а трёхлетний мальчик принимает решение вернуться в утробу — и мы, читатели, в это верим, потому что мир нас тоже пугает и завораживает. Гренец размышляет о материнстве, детстве и семейных отношениях со всеми их сложностями, а также о работе, эмиграции и одиночестве. Как сложилась бы жизнь благополучной университетской профессорки из Калифорнии, если бы тридцать лет назад кто-то сказал ей, тогда ещё ленинградской школьнице, что она не обязана выходить замуж, а может любить другую женщину? Если бы доктора Свету не отправили на военном судне на Кубу во время Карибского кризиса, получилось бы у неё стать хирургом и олимпийской атлеткой, как она мечтала с самого детства? Вместе со своими героями Ольга Гренец задаётся вопросами, на которые нет и не может быть окончательных ответов, а щемящее чувство, возникающее при чтении её прозы, и есть то самое важное, что все мы ищем в литературе. Светлана Сачкова

Жёсткие, точные, каждый раз удивляющие заново, рассказы Ольги Гренец существуют в пространстве между двумя странами и литературными традициями — и делают его населённым и живым. Мария Степанова